МБОУ «Оленевская средняя школа им. Моцаря Д.А»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оленевская средняя школа имени Моцаря Даниила Андреевича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым
В нашей школе и дошкольном отделении в ноябре 2024 года пройдёт Неделя функциональной грамотности. В рамках Недели функциональной грамотности будут проведены следующие мероприятия:
классные часы в 1-11 классах;
занятия в 2-х группах дошкольного отделения;
проведение онлайн-уроков финансовой грамотности и Дол-игр.
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает:
читательскую грамотность,
математическую грамотность,
естественнонаучную грамотность,
финансовую грамотность,
креативное мышление,
глобальные компетенции
Платформа для тренировочных занятий по функциональной грамотности
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
формирование банка заданий;
формирование проектов тренировочных работ;
прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
проверку развернутых ответов экспертами;
накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/
Читательская грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Финансовая грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Глобальные компетенции
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/
ВНИМАНИЕ!
Проведение тематических недель функциональной грамотности в общеобразовательных учреждениях Черноморского района Республики Крым
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает на формирование функциональной грамотности обучающихся как на актуальную задачу, стоящую перед российским образованием и определяет ее как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».
Универсальные учебные действия входят в метапредметные результаты по овладению которыми можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников.
Соотношение метапредметных результатов и компонентов
функциональной грамотности во ФГОСООО
Метапредметные результаты | Компонент ФГ |
Познавательные УУД | |
Базовые логические действия Умения: – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); – устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; – выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев. | Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность |
Базовые исследовательские действия Умения: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; – формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; – формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; – проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах | Естественнонаучная грамотность |
Работа с информацией Умения: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; – оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; – эффективно запоминать и систематизировать информацию | Читательская грамотность, Естественно-научная грамотность, Креативное мышление
|
Коммуникативные УУД |
|
Общение Умения: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов | Глобальные компетенции |
Совместная деятельность Умения: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой | Читательская грамотность Креативное мышление |
Регулятивные УУД |
|
Самоорганизация Умения: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи сучетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; – делать выбор и брать ответственность за решение | Креативное мышление Глобальные компетенции Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность |
Самоконтроль Умения: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям | Креативное мышление Глобальные компетенции Финансовая грамотность
|
Эмоциональный интеллект Умения: – различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; – регулировать способ выражения эмоций | Креативное мышление Глобальные компетенции |
Принятие себя и других Умения: – осознанно относиться к другому человеку, его мнению; – признавать свое право на ошибку и такое же право другого; – принимать себя и других, не осуждая; – открытость себе и другим; – осознавать невозможность контролировать все вокруг | Креативное мышление Глобальные компетенции |
Цели и задачи проведения тематических недель функциональной грамотности
Цель: активизация деятельности учителей общеобразовательных учреждений Черноморского района, по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Повышение уровня развития учащихся, расширение их кругозора, развитие интереса обучающихся к занятиям общественно-гуманитарными и естественно-математическими науками;
2. Углубление представлений учащихся об использовании научных знаний в повседневной жизни;
3. Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.
4. Удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в области научных знаний как условия реализации их творческого потенциала.
5. Создание условий для формирования функциональной грамотности в ходе обучения в общеобразовательных учреждений Черноморского района путем развития системы информирования и просвещения обучающихся и их родителей;
В рамках недели функциональной грамотности рекомендуется провести следующие мероприятия:
с обучающимися:
- школьный и другого уровня научно-практические конференции;
- школьные предметные декады;
- открытые уроки;
- викторины;
- диагностика обучающихся общеобразовательных учреждений Черноморского района на платформе РЭШ;
- естественнонаучный практикум для обучающихся 7–11 классов;
- конкурс плакатов, буклетов, эссе;
- защита мини-проектов;
- фотовыставка;
- классные часы в формате дискуссии по одной из глобальных проблем человечества: «Энергетическая и сырьевая», «Мирное освоение космоса», «Использование мирового океана», «Экологическая», «Продовольственная», «Демографическая» и пр.,
с учителями:
- заседание школьного методического объединения учителей гуманитарного, математического, и естественнонаучного циклов с обсуждением следующих вопросов:
· ознакомление с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
· ознакомление с результатами мониторинга функциональной грамотности обучающихся Республики Крым в 2022/2023 учебном году (Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022, Отчет о реализации Плана мероприятий Республики Крым по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году, Справка об уровне сформированности функциональной грамотности у обучающихся 4-11 классов образовательных организаций Республики Крым по результатам выполнения заданий ВПР).
· выработка единых межпредметных подходов к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся группой учителей, работающих с определенным классом;
· работа учителя с кодификатором метапредметных умений;
· обучение педагогов работе с оценочными материалами по методологии PISA;
· разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся;
· применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся естественнонаучной грамотности
· мастер-класс «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках»,
с родителями:
организация информирования и разъяснительной работы с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:
— через информационные стенды;
— на тематических родительских собраниях.
Работа по формированию естественно-научной грамотности является систематической и последовательной. Для организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности в общеобразовательных организациях педагогическим работникам необходимо включать в ежедневную практику своей работы задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся (по всем предметам учебного плана), учитывать результаты мониторинга функциональной грамотности при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Рекомендуется использовать в учебном процессе задания для оценки функциональной грамотности:
- электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности РЭШ https://fg.resh.edu.ru
- открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) – 7, 8, 9 классы ФИПИ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- открытые задания исследования PISA на сайте ФГБУ «ФИОКО»
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa.
В рамках тематических недель необходимо провести тестирование обучающихся 8 и 9 классов по вариантам заданий, определенных для проведения мониторинга (письмо отдела образования, молодежи и спорта от 23.10.2023 № 3041/01-12):
· 7-18 ноября:
– в 8 классе по читательской грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Гольфстрим», «Гуманитарии и технари».
- в 9 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021. Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».
· 20 ноября-9 декабря:
- в 8 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021 Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».
· в 9 классе – по естественно-научной грамотности, по заданиям для9 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Почему мы видим так, а не иначе?!», «Зеленая энергетика».
МБОУ «Оленевская средняя школа им. Моцаря Д.А»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оленевская средняя школа имени Моцаря Даниила Андреевича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым
В нашей школе и дошкольном отделении в ноябре 2024 года пройдёт Неделя функциональной грамотности. В рамках Недели функциональной грамотности будут проведены следующие мероприятия:
классные часы в 1-11 классах;
занятия в 2-х группах дошкольного отделения;
проведение онлайн-уроков финансовой грамотности и Дол-игр.
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает:
читательскую грамотность,
математическую грамотность,
естественнонаучную грамотность,
финансовую грамотность,
креативное мышление,
глобальные компетенции
Платформа для тренировочных занятий по функциональной грамотности
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
формирование банка заданий;
формирование проектов тренировочных работ;
прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
проверку развернутых ответов экспертами;
накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/
Читательская грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Финансовая грамотность
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Глобальные компетенции
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/
ВНИМАНИЕ!
Проведение тематических недель функциональной грамотности в общеобразовательных учреждениях Черноморского района Республики Крым
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает на формирование функциональной грамотности обучающихся как на актуальную задачу, стоящую перед российским образованием и определяет ее как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».
Универсальные учебные действия входят в метапредметные результаты по овладению которыми можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников.
Соотношение метапредметных результатов и компонентов
функциональной грамотности во ФГОСООО
Метапредметные результаты | Компонент ФГ |
Познавательные УУД | |
Базовые логические действия Умения: – выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); – устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; – выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев. | Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность |
Базовые исследовательские действия Умения: – использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; – формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; – формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; – проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах | Естественнонаучная грамотность |
Работа с информацией Умения: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; – оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; – эффективно запоминать и систематизировать информацию | Читательская грамотность, Естественно-научная грамотность, Креативное мышление
|
Коммуникативные УУД |
|
Общение Умения: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов | Глобальные компетенции |
Совместная деятельность Умения: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой | Читательская грамотность Креативное мышление |
Регулятивные УУД |
|
Самоорганизация Умения: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи сучетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; – делать выбор и брать ответственность за решение | Креативное мышление Глобальные компетенции Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность |
Самоконтроль Умения: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям | Креативное мышление Глобальные компетенции Финансовая грамотность
|
Эмоциональный интеллект Умения: – различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; – выявлять и анализировать причины эмоций; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; – регулировать способ выражения эмоций | Креативное мышление Глобальные компетенции |
Принятие себя и других Умения: – осознанно относиться к другому человеку, его мнению; – признавать свое право на ошибку и такое же право другого; – принимать себя и других, не осуждая; – открытость себе и другим; – осознавать невозможность контролировать все вокруг | Креативное мышление Глобальные компетенции |
Цели и задачи проведения тематических недель функциональной грамотности
Цель: активизация деятельности учителей общеобразовательных учреждений Черноморского района, по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Повышение уровня развития учащихся, расширение их кругозора, развитие интереса обучающихся к занятиям общественно-гуманитарными и естественно-математическими науками;
2. Углубление представлений учащихся об использовании научных знаний в повседневной жизни;
3. Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.
4. Удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в области научных знаний как условия реализации их творческого потенциала.
5. Создание условий для формирования функциональной грамотности в ходе обучения в общеобразовательных учреждений Черноморского района путем развития системы информирования и просвещения обучающихся и их родителей;
В рамках недели функциональной грамотности рекомендуется провести следующие мероприятия:
с обучающимися:
- школьный и другого уровня научно-практические конференции;
- школьные предметные декады;
- открытые уроки;
- викторины;
- диагностика обучающихся общеобразовательных учреждений Черноморского района на платформе РЭШ;
- естественнонаучный практикум для обучающихся 7–11 классов;
- конкурс плакатов, буклетов, эссе;
- защита мини-проектов;
- фотовыставка;
- классные часы в формате дискуссии по одной из глобальных проблем человечества: «Энергетическая и сырьевая», «Мирное освоение космоса», «Использование мирового океана», «Экологическая», «Продовольственная», «Демографическая» и пр.,
с учителями:
- заседание школьного методического объединения учителей гуманитарного, математического, и естественнонаучного циклов с обсуждением следующих вопросов:
· ознакомление с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
· ознакомление с результатами мониторинга функциональной грамотности обучающихся Республики Крым в 2022/2023 учебном году (Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022, Отчет о реализации Плана мероприятий Республики Крым по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году, Справка об уровне сформированности функциональной грамотности у обучающихся 4-11 классов образовательных организаций Республики Крым по результатам выполнения заданий ВПР).
· выработка единых межпредметных подходов к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся группой учителей, работающих с определенным классом;
· работа учителя с кодификатором метапредметных умений;
· обучение педагогов работе с оценочными материалами по методологии PISA;
· разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся;
· применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся естественнонаучной грамотности
· мастер-класс «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках»,
с родителями:
организация информирования и разъяснительной работы с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:
— через информационные стенды;
— на тематических родительских собраниях.
Работа по формированию естественно-научной грамотности является систематической и последовательной. Для организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности в общеобразовательных организациях педагогическим работникам необходимо включать в ежедневную практику своей работы задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся (по всем предметам учебного плана), учитывать результаты мониторинга функциональной грамотности при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Рекомендуется использовать в учебном процессе задания для оценки функциональной грамотности:
- электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности РЭШ https://fg.resh.edu.ru
- открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) – 7, 8, 9 классы ФИПИ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- открытые задания исследования PISA на сайте ФГБУ «ФИОКО»
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa.
В рамках тематических недель необходимо провести тестирование обучающихся 8 и 9 классов по вариантам заданий, определенных для проведения мониторинга (письмо отдела образования, молодежи и спорта от 23.10.2023 № 3041/01-12):
· 7-18 ноября:
– в 8 классе по читательской грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Гольфстрим», «Гуманитарии и технари».
- в 9 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021. Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».
· 20 ноября-9 декабря:
- в 8 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021 Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».
· в 9 классе – по естественно-научной грамотности, по заданиям для9 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Почему мы видим так, а не иначе?!», «Зеленая энергетика».