МБОУ «Оленевская средняя школа им. Моцаря Д.А»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оленевская средняя школа имени Моцаря Даниила Андреевича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Приказ №625 Функциональная грамотность.pdf
Приказ функциональная грамотность школьный.pdf

В нашей школе и дошкольном отделении в ноябре-декабре 2023 года проходит Неделя функциональной грамотности. В рамках Недели функциональной грамотности были проведены следующие мероприятия:

  • классные часы в 1-11 классах;

  • занятия в 3-х группах дошкольного отделения;

  • проведение онлайн-уроков финансовой грамотности и Дол-игр.

    #ГПН_2023

    #ГодПедагогаНаставника_РеспубликаКрым

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает:

  • читательскую грамотность,

  • математическую грамотность,

  • естественнонаучную грамотность,

  • финансовую грамотность,

  • креативное мышление,

  • глобальные компетенции

Платформа для тренировочных занятий по функциональной грамотности

Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

  • формирование банка заданий;

  • формирование проектов тренировочных работ;

  • прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

  • проверку развернутых ответов экспертами;

  • накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/


Читательская грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Финансовая грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Глобальные компетенции

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Инструкция по работе с банком заданий на РЭШ

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/

ВНИМАНИЕ! 

Проведение тематических недель функциональной грамотности в общеобразовательных учреждениях Черноморского района Республики Крым

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает на формирование функциональной грамотности обучающихся как на актуальную задачу, стоящую перед российским образованием и определяет ее как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».

Универсальные учебные действия входят в метапредметные результаты по овладению которыми можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников.

 

Соотношение метапредметных результатов и компонентов

функциональной грамотности во ФГОСООО

Метапредметные результаты

Компонент ФГ

Познавательные УУД

Базовые логические действия

Умения:

– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

– устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

– с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

– предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

– выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

– выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев.

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Финансовая

грамотность

Базовые исследовательские действия

Умения:

– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

– формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

– формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

– проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

– оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Естественнонаучная грамотность

Работа с информацией

Умения:

– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

– находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

– оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

– эффективно запоминать и систематизировать информацию

Читательская грамотность, Естественно-научная грамотность, Креативное мышление

 

Коммуникативные УУД

 

Общение

Умения:

– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов

Глобальные

компетенции

Совместная деятельность

Умения:

– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

– уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой

Читательская

грамотность

Креативное мышление

Регулятивные УУД

 

Самоорганизация

Умения:

– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

– ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи сучетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

– делать выбор и брать ответственность за решение

Креативное мышление

Глобальные

компетенции

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Финансовая

грамотность

Самоконтроль

Умения:

– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

– оценивать соответствие результата цели и условиям

Креативное

мышление

Глобальные

компетенции

Финансовая

грамотность

 

Эмоциональный интеллект

Умения:

– различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

– выявлять и анализировать причины эмоций;

– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

– регулировать способ выражения эмоций

Креативное

мышление

Глобальные

компетенции

Принятие себя и других

Умения:

– осознанно относиться к другому человеку, его мнению; –

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

– принимать себя и других, не осуждая;

– открытость себе и другим;

– осознавать невозможность контролировать все вокруг

Креативное

мышление

Глобальные

компетенции

 

Цели и задачи проведения тематических недель функциональной грамотности

Цель: активизация деятельности учителей общеобразовательных учреждений Черноморского района, по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

1. Повышение уровня развития учащихся, расширение их кругозора, развитие интереса обучающихся к занятиям общественно-гуманитарными и естественно-математическими науками;

2. Углубление представлений учащихся об использовании научных знаний в повседневной жизни;

3. Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.

4. Удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в области научных знаний как условия реализации их творческого потенциала.

5. Создание условий для формирования функциональной грамотности в ходе обучения в общеобразовательных учреждений Черноморского района путем развития системы информирования и просвещения обучающихся и их родителей;

В рамках недели функциональной грамотности рекомендуется провести следующие мероприятия:

с обучающимися:

-      школьный и другого уровня научно-практические конференции;

-      школьные предметные декады;

-      открытые уроки;

-      викторины;

-      диагностика обучающихся общеобразовательных учреждений Черноморского района на платформе РЭШ;

-      естественнонаучный практикум для обучающихся 7–11 классов;

-      конкурс плакатов, буклетов, эссе;

-      защита мини-проектов;

-      фотовыставка;

-      классные часы в формате дискуссии по одной из глобальных проблем человечества: «Энергетическая и сырьевая», «Мирное освоение космоса», «Использование мирового океана», «Экологическая», «Продовольственная», «Демографическая» и пр.,

с учителями:

-      заседание школьного методического объединения учителей гуманитарного, математического, и естественнонаучного циклов с обсуждением следующих вопросов:

·       ознакомление с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;

·       ознакомление с результатами мониторинга функциональной грамотности обучающихся Республики Крым в 2022/2023 учебном году (Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022, Отчет о реализации Плана мероприятий Республики Крым по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году, Справка об уровне сформированности функциональной грамотности у обучающихся 4-11 классов образовательных организаций Республики Крым по результатам выполнения заданий ВПР).

·       выработка единых межпредметных подходов к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся группой учителей, работающих с определенным классом;

·       работа учителя с кодификатором метапредметных умений;

·       обучение педагогов работе с оценочными материалами по методологии PISA;

·       разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся;

·       применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся естественнонаучной грамотности

·       мастер-класс «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках»,

с родителями:

организация информирования и разъяснительной работы с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:

— через информационные стенды;

— на тематических родительских собраниях.

Работа по формированию естественно-научной грамотности является систематической и последовательной. Для организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности в общеобразовательных организациях педагогическим работникам необходимо включать в ежедневную практику своей работы задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся (по всем предметам учебного плана), учитывать результаты мониторинга функциональной грамотности при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Рекомендуется использовать в учебном процессе задания для оценки функциональной грамотности:

- электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности РЭШ https://fg.resh.edu.ru

- открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) – 7, 8, 9 классы ФИПИ     https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

- открытые задания исследования PISA на сайте ФГБУ «ФИОКО»

https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa.

 

          В рамках тематических недель необходимо провести тестирование обучающихся 8 и 9 классов по вариантам заданий, определенных для проведения мониторинга (письмо отдела образования, молодежи и спорта от 23.10.2023 № 3041/01-12):

·       7-18 ноября:

– в 8 классе по читательской грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Гольфстрим», «Гуманитарии и технари».

- в 9 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021. Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».

·       20 ноября-9 декабря:

- в 8 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021 Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».

·       в 9 классе – по естественно-научной грамотности, по заданиям для9 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Почему мы видим так, а не иначе?!», «Зеленая энергетика».

 

В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года запланировано проведение четырех тематических «Всероссийских просветительских эстафет «Мои финансы».

Первый этап Эстафет стартует 11 апреля и завершится 30 июня 2024 года.

В связи с вышеизложенным, 3 мая 2024 года в нашей школе были проведены пятиминутки по теме "Выбор будущей профессии". Участие приняли 35 учеников 2, 5, 7, 10 классов. Организаторами эстафеты выступили классные руководители.

МБОУ «Оленевская средняя школа им. Моцаря Д.А»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оленевская средняя школа имени Моцаря Даниила Андреевича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Число посетителей за неделю: 28
Навигация
Контакты
  • Наш адрес
    296440, Республика Крым, Черноморский район, село Оленевка, ул. Ленина, д. 39
  • Наш телефон
    (36558) 96140
  • Наши социальные сети
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов