МБОУ «Оленевская средняя школа им. Моцаря Д.А»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оленевская средняя школа имени Моцаря Даниила Андреевича» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Приказ №625 Функциональная грамотность.pdf
Приказ функциональная грамотность школьный.pdf

В нашей школе и дошкольном отделении в ноябре-декабре 2023 года проходит Неделя функциональной грамотности. В рамках Недели функциональной грамотности были проведены следующие мероприятия:

  • классные часы в 1-11 классах;

  • занятия в 3-х группах дошкольного отделения;

  • проведение онлайн-уроков финансовой грамотности и Дол-игр.

    #ГПН_2023

    #ГодПедагогаНаставника_РеспубликаКрым

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает:

  • читательскую грамотность,

  • математическую грамотность,

  • естественнонаучную грамотность,

  • финансовую грамотность,

  • креативное мышление,

  • глобальные компетенции

Платформа для тренировочных занятий по функциональной грамотности

Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

  • формирование банка заданий;

  • формирование проектов тренировочных работ;

  • прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

  • проверку развернутых ответов экспертами;

  • накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/


Читательская грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Финансовая грамотность

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Глобальные компетенции

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Инструкция по работе с банком заданий на РЭШ

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/

ВНИМАНИЕ! 

Проведение тематических недель функциональной грамотности в общеобразовательных учреждениях Черноморского района Республики Крым

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает на формирование функциональной грамотности обучающихся как на актуальную задачу, стоящую перед российским образованием и определяет ее как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».

Универсальные учебные действия входят в метапредметные результаты по овладению которыми можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников.

 

Соотношение метапредметных результатов и компонентов

функциональной грамотности во ФГОСООО

Метапредметные результаты

Компонент ФГ

Познавательные УУД

Базовые логические действия

Умения:

– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

– устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

– с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

– предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

– выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

– выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев.

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Финансовая

грамотность

Базовые исследовательские действия

Умения:

– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

– формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

– формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

– проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

– оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Естественнонаучная грамотность

Работа с информацией

Умения:

– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

– находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

– оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

– эффективно запоминать и систематизировать информацию

Читательская грамотность, Естественно-научная грамотность, Креативное мышление

 

Коммуникативные УУД

 

Общение

Умения:

– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

– в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов

Глобальные

компетенции

Совместная деятельность

Умения:

– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

– уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой

Читательская

грамотность

Креативное мышление

Регулятивные УУД

 

Самоорганизация

Умения:

– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

– ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи сучетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

– делать выбор и брать ответственность за решение

Креативное мышление

Глобальные

компетенции

Математическая

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Финансовая

грамотность

Самоконтроль

Умения:

– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

– объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

– оценивать соответствие результата цели и условиям

Креативное

мышление

Глобальные

компетенции

Финансовая

грамотность

 

Эмоциональный интеллект

Умения:

– различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

– выявлять и анализировать причины эмоций;

– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

– регулировать способ выражения эмоций

Креативное

мышление

Глобальные

компетенции

Принятие себя и других

Умения:

– осознанно относиться к другому человеку, его мнению; –

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

– принимать себя и других, не осуждая;

– открытость себе и другим;

– осознавать невозможность контролировать все вокруг

Креативное

мышление

Глобальные

компетенции

 

Цели и задачи проведения тематических недель функциональной грамотности

Цель: активизация деятельности учителей общеобразовательных учреждений Черноморского района, по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

1. Повышение уровня развития учащихся, расширение их кругозора, развитие интереса обучающихся к занятиям общественно-гуманитарными и естественно-математическими науками;

2. Углубление представлений учащихся об использовании научных знаний в повседневной жизни;

3. Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.

4. Удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в области научных знаний как условия реализации их творческого потенциала.

5. Создание условий для формирования функциональной грамотности в ходе обучения в общеобразовательных учреждений Черноморского района путем развития системы информирования и просвещения обучающихся и их родителей;

В рамках недели функциональной грамотности рекомендуется провести следующие мероприятия:

с обучающимися:

-      школьный и другого уровня научно-практические конференции;

-      школьные предметные декады;

-      открытые уроки;

-      викторины;

-      диагностика обучающихся общеобразовательных учреждений Черноморского района на платформе РЭШ;

-      естественнонаучный практикум для обучающихся 7–11 классов;

-      конкурс плакатов, буклетов, эссе;

-      защита мини-проектов;

-      фотовыставка;

-      классные часы в формате дискуссии по одной из глобальных проблем человечества: «Энергетическая и сырьевая», «Мирное освоение космоса», «Использование мирового океана», «Экологическая», «Продовольственная», «Демографическая» и пр.,

с учителями:

-      заседание школьного методического объединения учителей гуманитарного, математического, и естественнонаучного циклов с обсуждением следующих вопросов:

·       ознакомление с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;

·       ознакомление с результатами мониторинга функциональной грамотности обучающихся Республики Крым в 2022/2023 учебном году (Результаты Региональной оценки по модели PISA-2022, Отчет о реализации Плана мероприятий Республики Крым по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году, Справка об уровне сформированности функциональной грамотности у обучающихся 4-11 классов образовательных организаций Республики Крым по результатам выполнения заданий ВПР).

·       выработка единых межпредметных подходов к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся группой учителей, работающих с определенным классом;

·       работа учителя с кодификатором метапредметных умений;

·       обучение педагогов работе с оценочными материалами по методологии PISA;

·       разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся;

·       применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся естественнонаучной грамотности

·       мастер-класс «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках»,

с родителями:

организация информирования и разъяснительной работы с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:

— через информационные стенды;

— на тематических родительских собраниях.

Работа по формированию естественно-научной грамотности является систематической и последовательной. Для организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности в общеобразовательных организациях педагогическим работникам необходимо включать в ежедневную практику своей работы задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся (по всем предметам учебного плана), учитывать результаты мониторинга функциональной грамотности при разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Рекомендуется использовать в учебном процессе задания для оценки функциональной грамотности:

- электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности РЭШ https://fg.resh.edu.ru

- открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) – 7, 8, 9 классы ФИПИ     https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

- открытые задания исследования PISA на сайте ФГБУ «ФИОКО»

https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa.

 

          В рамках тематических недель необходимо провести тестирование обучающихся 8 и 9 классов по вариантам заданий, определенных для проведения мониторинга (письмо отдела образования, молодежи и спорта от 23.10.2023 № 3041/01-12):

·       7-18 ноября:

– в 8 классе по читательской грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Гольфстрим», «Гуманитарии и технари».

- в 9 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021. Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».

·       20 ноября-9 декабря:

- в 8 классе по математической грамотности, по заданиям для8 класса: Диагностическая работа 2021 Вариант 2. Задания: «Инфузория», «Многоярусный торт».

·       в 9 классе – по естественно-научной грамотности, по заданиям для9 класса: Диагностическая работа 2022. Вариант 2. Задания: «Почему мы видим так, а не иначе?!», «Зеленая энергетика».

 

В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года запланировано проведение четырех тематических «Всероссийских просветительских эстафет «Мои финансы».

Первый этап Эстафет стартует 11 апреля и завершится 30 июня 2024 года.

В связи с вышеизложенным, 3 мая 2024 года в нашей школе были проведены пятиминутки по теме "Выбор будущей профессии". Участие приняли 35 учеников 2, 5, 7, 10 классов. Организаторами эстафеты выступили классные руководители.

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов